МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КУРАТОРОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ДОБРОСОСЕДСТВА У СТУДЕНТОВ (КУРСАНТОВ)

Интеграционные процессы в Европе и мире находятся в прямой зависимости от прихода в активную жизнедеятельность нового поколения молодежи. Молодежь изначально включена в ту или иную систему связей, сложившихся между людьми, и они оказывают определяющее влияние на формирование ее отношения и поведения.
Сегодня в мире по-прежнему весьма сильны расистские, религиозно-экстремистские настроения. У представителей различных культур, наций, конфессий возникает опасение, страх перед возможным ущемлением их достоинства. Оттенки этого опасения различны: от индифферентности до агрессии, от холодного безразличия до проявления ксенофобии (страха, иногда ненависти по отношению к «иным» людям). Отчасти такие эксцессы могут рассматриваться в качестве своеобразной избыточной защитной реакции на действительные или мнимые угрозы со стороны «чужих». Так или иначе, носитель любой культуры забывает при этом, что он всего лишь человек и не обладает правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого.
Известно, что подобная «забывчивость» ведет — среди людей — к усилению агрессивности, распространению в обществе шовинистических и фашистских идей. Ближайшими следствиями могут легко стать кровопролитные распри, войны, террористические выпады.
Современный культурный человек — это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у молодежи умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие культурой добрососедства как основой своей жизненной позиции.
Под культурой добрососедства мы понимаем реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.
Обращаясь к проблеме формирования культуры добрососедства у студентов, мы исходим из следующих положений:
— культура добрососедства — одна из высших человеческих ценностей и для отдельно взятой личности, и для общества, и для всего человечества в целом;
— культура добрососедства — исходное условие, обеспечивающее моральный комфорт личности, успешную адаптацию, с одной стороны, с другой — это главное условие общественного прогресса;
— формирование культуры добрососедства у студентов — важнейшая стратегическая задача современного образования.
Главнейшими препятствиями на пути формирования культуры добрососедства являются отсутствие у будущих специалистов ВУЗа знаний о культуре добрососедства и толерантности, ценностного отношения к представителям иных культур, наций, конфессий, социальных групп, взглядов, убеждений, а также умений и навыков толерантного взаимодействия с ними.
Кроме того, негативное влияние оказывают и такие внешние факторы как отсутствие в стране устоявшихся традиций плюрализма и уважения прав других; как развившееся в массовом сознании чувство «национального унижения», следствием чего и является рост националистических настроений и популярность экстремистских идей; как распространенные в обществе стереотипы в отношении представителей других культур, усваивающиеся уже в молодом возрасте. Учитывая этот факт, а также и то, что формирование культуры добрососедства не является самопроизвольным процессом, нужно специально создавать необходимые педагогические условия.
Изучение состояния процесса воспитания культуры добрососедства студентов СПО (на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, анализа учебно-воспитательных мероприятий, анализа учебных программ гуманитарных и социальных дисциплин, передового педагогического опыта) способствует поиску успешного решения существующих вопросов, и на этой основе выработке конкретных рекомендаций.
Под культурой добрососедства мы понимаем внешнее проявление действий студента, предполагающее уважительное отношение к «другому», его способность целостно воспринимать «другого», понимая отличительные характеристики как «проявление индивидуальности»; способность видеть в «другом» полноценную, равно достойную личность, эмоционально-волевую готовность к критическому диалогу с «другим», способность к компромиссам и готовность поступиться собственным интересом для преодоления и предотвращения конфликта; способность к критическому отношению к себе как к «другому» с целью самосовершенствования.
Основываясь на модели формирования культуры добрососедства у студентов, можно сформулировать три группы методов: методы формирования культуры добрососедства на уровне сознания, методы организации деятельности и формирования опыта толерантного поведения, методы стимулирования культуры добрососедства.
Реализация задач формирования культуры добрососедства основывается на принципах гуманизма, диалога культур, сотворчества субъектов взаимодействия.
Гуманизм в широком смысле — это исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.
Диалог выступает способом освоения личностного опыта, поскольку другого способа проникновения чего-либо в личностную сферу просто не существует. Диалог есть источник знания, способ искания истины. Но этот поиск не означает поиска общего, единого для всех выводов. В диалоге происходит познание «познающего субъекта», его состояний, эмоций, чувств, отношений, ценностей, смыслов. Диалог выступает в качестве межсубъектного взаимодействия, в ходе которого субъекты обмениваются не только и не столько информацией, а пытаются передать свое отношение к этой информации. Диалог начинается с обнаружения проблемы и признания неоднозначности ее решения. В диалоге происходит контакт и взаимодействие с иным смысловым миром — с другой личностью. В диалоге личность получает возможность максимально раскрыть себя, реализовать свой творческий потенциал.
Сотворчество субъектов взаимодействия предполагает развитие инициативы и самостоятельности студентов, совместное творческое решение возникающих проблем. Опираясь на вышеизложенное, можно определить следующие направления педагогической деятельности:
— активизация интереса к деятельности различных культурных, национальных объединений, конфессий, социальных групп;
— формирование знаний о толерантности и понимание сущности толерантного взаимодействия субъектов различных культур на основе интеркультурного подхода;
— ориентация на общечеловеческие ценности, основанные на достижениях мировой культуры;
— установление позитивного взаимодействия участников образовательного процесса; — развитие способности к прогнозированию конфликтных межличностных ситуаций и их упреждению;
— формирование культурно-творческих способностей в толерантном общении, опирающихся на умения присваивать и преобразовывать накопленный человечеством мировой опыт.
Таким образом, в процессе педагогического воздействия на студента среднего профессионального образования, с целью формирования культуры добрососедства, необходимо обратить внимание на следующие характеристики:
— проявление интереса к деятельности различных, культурных, национальных, конфессиональных объединений и адекватное восприятие их своеобразия;
— целостное представление о толерантности и понимание сущности толерантного взаимодействия субъектов различных культур;
— принятие общечеловеческих ценностей, основанных на достижениях мировой культуры;
— соблюдение этических и правовых норм поведения в межличностном общении;
— способность к прогнозированию конфликтных межличностных ситуаций и их упреждению;
— проявление культурно-творческих способностей во взаимодействии, опирающихся на умении присваивать и преобразовывать накопленный человечеством мировой опыт.
Интеркультурный подход позволяет решать двуединую задачу: освоение молодым поколением своей национальной, этнической, конфессиональной культуры и воспитание уважения к ценностям других культур. Целью интеркультурного образования является воспитание интеркультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, но понимающей многомерность мира и признающей и организующей партнерство представителей различных культур.
Решение проблемы формирования толерантного поведения возможно усилиями педагогических коллективов, способных создавать условия для вовлечения молодежи в процесс принятия решения в реальных жизненных ситуациях; для вовлечения в процессы межличностного общения, основывающегося на общечеловеческих ценностях, на основе воспитания у них толерантного отношения к другим.
Конечно, культуры добрососедства не служит панацеей при конфликтных ситуациях, но является средством, блокирующим предпосылки и побуждения зарождающихся нежелательных обстоятельств.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО КУРАТОРСКОГО ЧАСА «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОБРОСОСЕДСТВА – КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА»

• В Евангелии от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»
• Ученик спросил: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» на что Конфуций ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье»
• Quod tibi fieri non vis alteri ne feceris — «чего не хочешь себе, не делай другому» — латинская поговорка
• «Как аукнется, так и откликнется» — русская пословица

Добрососедство – это умение жить в мире, дружбе и взаимоуважении с окружающим миром.
Культура –
А) все материальные и духовные достижения и накопления человечества в процессе развития цивилизации;
Б) процесс взаимодействия людей в обществе.
В правовом понимании культура добрососедства может быть раскрыта через основополагающие нормативно-правовые акты: Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948г.), Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ и др. В которых принципы взаимоуважения, признания равных прав, гуманизма, толерантности, ответственности являются юридическими нормами.
С точки зрения общечеловеческих ценностей без культуры добрососедства невозможно построение безопасного, благоприятного, развитого, многогранного общества. Не возможно преодоление таких пороков и угроз как ксенофобия, национализм, шовинизм, расизм, экстремизм, терроризм.
Культура добрососедства предполагает общение, диалог, взаимоуважение, толерантность, взаимный интерес.
«Золотые» правила общения с людьми – как инструмент культуры добрососедства:
• Правило зеркала. Прежде чем судить о других, следует обратить внимание на себя.
• Правило боли. Обиженный человек сам наносит обиды другим.
• Правило верхней дороги. Мы переходим на более высокий уровень, когда начинаем обращаться с другими лучше, чем они обращаются с нами.
• Правило бумеранга. Когда мы помогаем другим, мы помогаем сами себе.
• Правило обмена. Вместо того чтобы ставить других на место, мы должны поставить на их место себя.
• Правило обучения. Каждый человек, которого мы встречаем, потенциально способен нас чему-нибудь научить.
• Правило харизмы. Люди проявляют интерес к человеку, который интересуется ими.
• Правило 10 баллов. Вера в лучшие качества людей обычно заставляет их проявлять свои лучшие качества.
• Правило конфронтации. Сначала следует позаботиться о людях и только потом вступать с ними в конфронтацию.
• Правило каменной скалы. Доверие – это фундамент любых взаимоотношений.
• Правило лифта. В процессе взаимоотношений мы можем поднимать людей вверх или опускать вниз.
• Правило ситуации. Никогда не допускайте, чтобы ситуация значила для вас больше, чем взаимоотношения.
• Правило земледелия. Все взаимоотношения нужно культивировать.
• Правило терпения. Путешествовать вместе с другими всегда приходится медленнее, чем путешествовать одному.
• Правило Боба. Когда у Боба есть проблемы со всеми, главной проблемой обычно является сам Боб.
• Правило доступности. Легкость в отношениях с самим собой помогает другим чувствовать себя свободно с нами.
• Правило окопа. Когда готовишься к сражению, выкопай для себя такой окоп, чтобы в нем поместился друг.
• Правило 101 процента. Отыскать 1 процент, с которым мы согласны, и направить на него 100 процентов наших усилий.
• Правило сотрудничества. Совместная работа повышает вероятность совместной победы.
• Правило празднования. Подлинная проверка взаимоотношений заключается не только в том, насколько мы верны друзьям, когда они терпят неудачу, но и в том, как сильно мы радуемся, когда они добиваются успеха.

ГЛАВНОЕ ПОМНИТЕ:
Каждый имеет право быть собой и обязан признавать за другим право быть собой!
Помощь и поддержка – имеют эффект бумеранга!
Хочешь снисходительности – будь готов проявить её к другому!
Уважай культуру, религию, национальные традиции другого – и тогда тебе не придется беспокоиться за свои!
Будь готов к компромиссу – и тогда тебе не придется драться и сражаться с ветряными мельницами!
Уважай достоинство другого и тогда тебе не придется опасаться за сохранность своего!

Социальный педагог СМТ Целищева Н.В.