ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О СУИЦИДЕ?
Суицид умышленное самоповреждение со смертельным исходом,
(лишение себя жизни), совершаемое человеком в состоянии сильного
душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.
Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и
находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со
своими проблемами.
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности,
выражающейся в мыслях, намерениях, высказываниях, угрозах, попытках,
покушениях.
ТИПЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1. Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным.
Сопровождается переживаниями и размышлениями о смысле жизни, которым
предшествуют угнетенное настроение или депрессивное состояние.
2. Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом
обратить внимание на свои проблемы, призывом о помощи или попыткой
своеобразного шантажа.
3. Скрытый суицид (косвенное самоубийство) ориентировано на риск, на игру со
смертью (экстремальные виды спорта, самоизоляция, употребление сильных
наркотиков и т.д.).
ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Мы знаем, что тема суицида внушает страх. Страх этот может быть еще
большим, если Вы знаете кого-то, кто предпринял попытку уйти из жизни или же
покончил с собой, или если Вам самому приходили в голову мысли о суициде.
Мы знаем также, что суицид является запретной темой, о нем не принято
говорить с родителями, учителями или друзьями.
Но, как правило, суицид не происходит без предупреждения.
Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти
всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что
служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной
ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с
окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.
Суицид можно предотвратить. Есть мнение, что если подросток принял
решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается
также, что, если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет
совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьется
своего. В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить
с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих
себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов.
Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то вероятнее всего, снова
покушаться на свою жизнь они не будут.
Суицид не передается по наследству. Суициденты, как правило,
психически здоровы. Но часто они находятся в состоянии острого

эмоционального конфликта, от чего в течение короткого промежутка времени
думают о самоубийстве.
Тот, кто говорит о суициде, способен совершить суицид. Из десяти
покушающихся на свою жизнь подростков семь делились своими планами.
Поэтому большинство подростков, которые говорят о суициде, не шутят.
Суицид следствие не одной неприятности, а многих. “Последняя
капля, которая переполнила чашу терпения”. Причины, ведущие к суициду,
подобны капающим в чашу терпения каплям. Каждая капля – ничто, двум каплям,
десяти каплям ни за что не заполнить чашу доверху. А теперь представьте, что
капель этих не десять и даже не сто, а многие тысячи. В какой-то момент чаша
терпения будет переполнена.
Кто склонен к суициду? Предотвращать суицид было бы проще всего,
если бы его совершали только определенные подростки. К сожалению, такой тип
установить сложно. Суицид совершают не только те подростки, которые плохо
учатся и ни с кем не ладят, но и молодые люди, у которых нет проблем ни в
школе, ни дома.
ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном
состоянии. Он или она могут:
Словесные признаки:
– Прямо и явно говорить о смерти: «я собираюсь покончить с собой»; «я не могу
так дальше жить»;
Косвенно намекать о своем намерении: «я больше не буду ни для кого
проблемой»; «тебе больше не придется обо мне волноваться»;
– Много шутить на тему самоубийства;
– Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки:
– Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно
приводить дела, мириться с давними врагами.
– Демонстрировать радикальные перемены в поведении (есть слишком мало или
слишком много; спать слишком мало или слишком много; во внешнем виде –
стать неряшливым; в школьных привычках – пропускать занятия; замкнуться от
семьи и друзей и т.д.)
– Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки. Человек может решиться на самоубийство, если:
Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга,
чувствует себя отверженным);
– Живет в нестабильном (серьезный кризис в семье – в отношениях к родителям
или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
Ощущает себя жертвой насилия физического, сексуального или
эмоционального;
– Имеется предпринимаемая раньше попытка суицида;
– Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
– Слишком критически настроен по отношению к себе.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ
в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству:

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в
состоянии душевного кризиса, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов
выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют
конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы
расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать
серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто
человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную,
неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для
тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и
жалобам.
5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт
показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад
возможности высказать свои проблемы.
Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем:
– что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент,
является временным;
– что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для
них тяжелым ударом;
– что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение
вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на
некоторое время, спокойно все обдумать и т.д.
Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в
заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о
самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не
оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса
нужны строгие утвердительные указания. Убедите его в том, что он сделал
верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если
человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы
окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность.
Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог или врач).
В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию
помощи.