РАБОТА КУРАТОРА С ДЕТЬМИ–СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ, В СИСТЕМЕ СПО

  1. Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей».

дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – предоставление им на время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости;
полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования – предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до завершения обучения;
Данное понимание терминов дано в соответствии с федеральным законом N 159-ФЗ «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ» от 21 декабря 1996 года в редакции от 25 ноября 2013 года.

  1. Полный профиль обучающихся, имеющих такой статус.

Для работы с этой группой обучающихся необходимо формирование полного профиля обучающегося, состоящего из нескольких элементов.

  • Социальный профиль

– уровень адаптации – дает представление о том, как обучающийся приспосабливается к новым условиям своей жизни в период обучения в системе СПО: соблюдение правил проживания в общежитии, способность к самообслуживанию, вживание в новый коллектив, ориентирование в данных условиях обучения и общения;
– уровень девиации – показывает склонность к нарушениям общепринятой морали, правил поведения в общежитии и учебном заведении, а также степень нивелирования понятий вежливости, тактичности, законопослушности в повседневной жизни;
– уровень виктимности – дает представление об уровне чувства самосохранения учащегося в обыденных и неправомерных ситуациях;
– уровень авторитетности – показывает способность критично относиться к чужим словам, мнениям и поступкам, дает представление об уровне уверенности в себе и способности противостоять чужому влиянию.

  • Психологический профиль

– тип темперамента;
– психотип – экстраверт или интроверт;
– уровень контактности – показывает уровень общительности, открытости, умение выражать свое настроение и реагировать на чужое, умение налаживать и поддерживать отношения в коллективе, сопереживательность, степень эмоциональной эмпатии;
– уровень стрессоустойчивости – показывает способность мобилизовать силы в случае необходимости, собранность и сосредоточенность на поставленной задаче в условиях ограниченности времени;
– уровень самодостаточности – показывает способность быть, так сказать, «наедине с сами с собой».

  • Учебный профиль

– успеваемость – данный показатель раскрывает уровень учебных достижений, уровень учебной мотивации и заинтересованности обучающегося в учебной деятельности и ее результатах, способность к учебной самодисциплине;
– дисциплина – показывает наличие нареканий со стороны преподавателей и администрации, уровень и степень реакции на такие замечания, наличие дисциплинарных взысканий.

  1. Методы и способы работы с обучающимися, имеющими такой статус.

Работа куратора с этой группой обучающихся сопряжена с определенными трудностями и сложностями. Поэтому очень важно поддержание двух типов контактов: «куратор – обучающийся» и «куратор – социальный педагог – психолог».
Необходимо держать обучающихся, имеющих статус сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под постоянным контролем, уделять им дополнительное время в сравнении с другими обучающимися. Нужно поддерживать с такими обучающимися личный контакт, поскольку, только на уровне чисто человеческих взаимоотношений возможна работа с ними. Сложности социализации таких обучающихся требуют от куратора терпимости и сочувствия, выдержки и твердости.

Работу куратора в этом направлении можно условно разделить на два этапа.
Начальный этап работы:

  • Изучение личного дела;
  • Первичное анкетирование;
  • Определение проблем и вопросов, требующих первоочередного решения;
  • Первичная беседа обучающихся с психологом, составление психологического профиля;
  • Ознакомление обучающихся с правилами учебного заведения, с правилами внутреннего распорядка в учебном заведении и общежитии и дисциплинарными требованиями.

Текущая регулярная работа:

  • Контроль выполнения дисциплинарных требований;
  • Контроль выполнения учебного плана;
  • Контроль успеваемости;
  • Диалоговый режим общения по текущим вопросам учебы и быта;
  • Регулярное посещение общежития;
  • Поддерживание постоянного контакта с опекуном или иным близким лицом (в случае его наличия);
  • Постоянный контакт с социальным педагогом по вопросам правого обеспечения и защиты прав такого обучающегося;
  • Постоянный контакт с психологом;
  • Коррекция поведения в случае необходимости;
  • Моральная поддержка в трудные периоды жизни.

Таким образом, куратор выполняет важную роль в воспитании такого обучающегося, помогает ему в самым различных ситуациях, способствует его социализации, содействует формированию позитивной жизненной позиции.

Социальный педагог СМТ                                                               Н.В. Целищева